486-6468
486-3813
486-4381

Регистрация торговых марок

Мобильные тел.: 099 433-01-33 098 773-33-53 063 942-55-33 info@uatm.ua www.tm.ua

Соглашениеоб учреждении ВТО (МАРРАКЕШСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1994 года )

МАРРАКЕШСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

 

Министры,

представляющие 124 правительства и Европейские сообщества, принимающие  участие в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров, по случаю  проведения в Марракеше, Марокко, в период с 12 по 15 апреля 1994 г.  заключительной сессии Комитета по торговым переговорам на уровне министров,

напоминая о Декларации министров, принятой  в Пунта-дель-Эсте, Уругвай,  20 сентября 1986 г., с целью начала Уругвайского раунда многосторонних  торговых переговоров,

напоминая о прогрессе, достигнутом  в ходе заседаний на уровне министров,  проходивших в Монреале, Канада, и Брюсселе, Бельгия, соответственно в декабре  1988 г. и  декабре 1990 г.,

отмечая, что в основном переговоры были завершены 15 декабря 1993 г.,

исходя из стремления закрепить успех Уругвайского раунда, путем участия  национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой,  сориентированной на рынок экономики, и обязательств, изложенных в Соглашениях  и Решениях Уругвайского раунда,

приняли сегодня следующую Декларацию:

 

 

ДЕКЛАРАЦИЯ

 

1.         Министры приветствуют историческое достижение в виде завершения Раунда, который, как они полагают, укрепит мировую экономику и послужит  расширению торговли, инвестиций, занятости и росту доходов во всем мире. В частности, они приветствуют:

        более прочную и четкую юридическую структуру, которую они приняли  для осуществления международной торговли, включая более эффективный  и надежный механизм урегулирования споров;

        глобальное сокращение тарифов на 40% и более широкие соглашения, открывающие рынки для товаров, а также большую предсказуемость и надежность в виде расширения объема тарифных обязательств, и

        создание многосторонней правовой структуры правил в  области торговли услугами и охраны связанных с торговлей прав  интеллектуальной собственности, а также усиленные положения  многосторонних торговых соглашений в области сельского хозяйства, текстиля и  одежды.

2.         Министры подтверждают, что создание Всемирной торговой организации (ВТО)  возвещает новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отражая широкое стремление работать в рамках более справедливой и более открытой  многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов. Министры выражают решимость противостоять всевозможным протекционистским  тенденциям.  Они полагают, что либерализация торговли и более строгие правила, о которых была достигнута договоренность в ходе Уругвайского  раунда, приведут к большей открытости в торговле.  Министры немедленно берут на себя обязательства до вступления в силу Соглашения о ВТО не  принимать каких-либо мер, которые могли бы подорвать или оказать  нежелательное воздействие на результаты Уругвайского раунда переговоров  или их реализацию.

3.         Министры подтверждают свою решимость добиваться большей гармонизации  мировой политики в области торговли, валютно-финансовых отношений,  включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Мировым банком, осуществляемое  с этой целью.

4.         Министры приветствуют тот факт, что участие в Уругвайском раунде было  более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых  переговорах, и в частности, что развивающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль.  Это явилось историческим шагом на  пути к более сбалансированному и интегрированному партнерству стран в области торговли. Министры отмечают, что в период проведения указанных  переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде  практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты  важные меры, направленные на проведение экономической реформы и  автономную либерализацию торговли.

5.         Министры напоминают, что результаты переговоров воплощают в себе  положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного и  более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Министры признают важность реализации этих положений в  интересах наименее развитых стран и заявляют о своей готовности  продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и  увеличению возможностей инвестиций. Они согласились регулярно рассматривать на Конференции министров и соответствующих органов ВТО влияние реализации результатов Уругвайского раунда на наименее развитые  страны, а также на  развивающиеся страны, которые являются нетто-импортерами продовольствия, для разработки позитивных мер, позволяющих таким странам  достичь целей национального развития. Министры признают необходимость  укрепления способности ГАТТ и ВТО предоставлять расширенную техническую  помощь в сферах их компетенции и, в особенности, расширить ее оказание  наименее развитым странам.

6.         Министры заявляют, что их подпись под Заключительным Актом, содержащим  результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и  принятие согласованных решений на уровне министров, знаменуют собой  начало перехода от ГАТТ к ВТО.  В частности, они учредили  Подготовительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу  Соглашения о ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты.  Кроме того,  министры  приняли решение по вопросам торговли и окружающей среды.

7.         Министры выражают глубокую благодарность Его Величеству Королю Хассану II  за его личный вклад в успех заседания на уровне министров, а также  правительству и народу Марокко за их теплое гостеприимство и великолепную  организацию мероприятия. Тот факт, что заключительное заседание на  уровне министров в рамках Уругвайского раунда переговоров проходило в Марракеше является дополнительным свидетельством приверженности Марокко обеспечению более открытой системы торговли и полной интеграции страны в мировую экономическую систему.

8.         С принятием и подписанием Заключительного акта и открытием для принятия Соглашения о ВТО, министры заявляют, что работа Комитета  по торговым переговорам тем самым закончена и Уругвайский раунд официально завершен.

 

 


РЕШЕНИЕ О ПРИНЯТИИ СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИСОЕДИНЕНИИ К НЕМУ

Министры,

отмечая, что статьи ХI и ХIV Соглашения об учреждении Всемирной торговой  организации (далее "Соглашение о ВТО"), предусматривают, что только  договаривающиеся стороны ГАТТ 1947, являющиеся таковыми    на  дату вступления в силу Соглашения о  ВТО, перечни  уступок и обязательств которых приложены к ГАТТ 1994 г. и перечни специфических обязательств которых приложены к Генеральному соглашению по торговле услугами (далее – "ГАТС"), могут принять  Соглашение о ВТО;

отмечая далее, что пункт 5 Заключительного акта, воплощающего результаты  Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (далее соответственно,  "Заключительный акт" и "Уругвайский раунд") предусматривает, что перечни участников, которые не являются договаривающимися сторонами ГАТТ 1947, с  даты подписания Заключительного акта не являются окончательными и впоследствии  будут завершены для целей присоединения к ГАТТ 1947 и принятия ими  Соглашения о ВТО;

учитывая пункт 1 Решения о мерах в пользу наименее развитых стран,  которое предусматривает, что в распоряжении наименее развитых стран будет один  дополнительный год, считая с 15 апреля 1994 г., для передачи их перечней в  соответствии со статьей Х1 Соглашения о ВТО;

признавая, что некоторые участники Уругвайского раунда, которые применяли  положения ГАТТ 1947 de facto и стали договаривающимися сторонами в соответствии со статьей XXVI:5(с) ГАТТ 1947, не имели возможности представить  перечни по ГАТТ 1994 и ГАТС;

признавая далее, что некоторые государства или отдельные таможенные территории, которые не участвовали в Уругвайском раунде, могут стать  договаривающимися сторонами ГАТТ 1947 до вступления в силу Соглашения о ВТО, и что таким государствам или таможенным территориям должна быть  предоставлена возможность провести переговоры о перечнях по ГАТТ 1994 и ГАТС, что позволит им принять Соглашение о ВТО;

принимая во внимание, что некоторые государства или отдельные таможенные  территории, которые не могут завершить процесс присоединения к ГАТТ 1947 до  вступления в силу Соглашения о ВТО или которые не намереваются стать  договаривающимися сторонами ГАТТ 1947, могут изъявить желание начать  процесс своего присоединения к ВТО до вступления в силу Соглашения о ВТО;

признавая, что Соглашение о ВТО ни в коей мере не проводит разграничения  между членами ВТО, которые приняли указанное Соглашение в соответствии со статьями ХI и ХIV, и членами ВТО, которые присоединились к нему в соответствии со статьей ХII, и, исходя из желания обеспечить такое положение, при котором  процедуры присоединения государств и отдельных таможенных территорий, которые не стали договаривающимися сторонами ГАТТ 1947 на дату вступления в силу  Соглашения о ВТО, были такими, чтобы не ставить их в невыгодные условия и избежать неоправданных задержек для этих
государств и отдельных таможенных  территорий;

решают, что:

1.         (а)        любая сторона, подписавшая Заключительный акт,

        к которой применяется пункт 5 Заключительного акта, или

        к которой применяется пункт 1 Решения о мерах в пользу  наименее развитых стран, или

        которая стала договаривающейся стороной в  соответствии со  статьей ХХVI:5(с) ГАТТ 1947 до 15 апреля 1994 г. и была не в  состоянии подготовить перечни по ГАТТ 1994 и ГАТС  для включения в Заключительный акт, и

любое государство или отдельная таможенная территория,

        которая становится договаривающейся стороной ГАТТ 1947 в период между 15 апреля 1994 г. и датой вступления в силу Соглашения о ВТО,

может передать Подготовительному комитету для рассмотрения и одобрения  перечень уступок и обязательств по ГАТТ 1994 и перечень  специфических обязательств по ГАТС.

(b)       В соответствии со статьей ХIV Соглашения о ВТО, оно открыто для  принятия договаривающимися сторонами ГАТТ 1947, перечни которых были  переданы и одобрены до вступления в силу Соглашения о ВТО.

(с)       Положения подпунктов (а) и (b) настоящего пункта не наносят ущерба  правам наименее развитых стран в отношении передачи их перечней в течение  одного года, считая с 15 апреля 1994 г.

2.         (а)        Любое государство или отдельная таможенная территория может  обратиться к             Подготовительному комитету предложить Конференции  министров ВТО одобрить условия своего присоединения к Соглашению о ВТО в соответствии со статьей ХII указанного Соглашения. Если с такой просьбой обращается государство или отдельная таможенная территория, которая  находится в процессе присоединения к ГАТТ 1947, Подготовительный комитет, по возможности, рассматривает эту просьбу совместно с Рабочим группой, учрежденной ДОГОВАРИВАЮЩИМИСЯ СТОРОНАМИ ГАТТ 1947, с целью рассмотрения  присоединения этого государства или отдельной таможенной территории.

(b)       Подготовительный комитет передает Конференции министров доклад о  рассмотрении такой просьбы. Доклад может включать протокол о присоединении, включая перечень уступок и обязательств по ГАТТ 1994 и перечень специфических обязательств по ГАТС, которые должны быть одобрены Конференцией министров. Доклад Подготовительного комитета принимается во внимание Конференцией министров при рассмотрении заявки о присоединении к Соглашению о ВТО, представленной соответствующим государством или отдельной таможенной территорией.

 


МАРРАКЕШСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Стороны настоящего Соглашения,

            признавая, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими  потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития;

            признавая также,  что необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение развивающимся странам и, особенно, наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития;

            стремясь способствовать выполнению этих целей путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях;

            решив создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;

            преисполненные решимости сохранять основные принципы и поддерживать цели, заложенные в  указанной многосторонней торговой системе,

            договариваются о нижеследующем:

СтатьяI
Учреждение Организации

            Настоящим учреждается Всемирная торговая организация (в дальнейшем именуемая "ВТО").

Статья II
Сфера деятельности ВТО

1.         ВТО обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению.

2.         Соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложения 1, 2 и 3 (в дальнейшем именуемые "Многосторонние торговые соглашения"), являются неотъемлемыми частями настоящего Соглашения и обязательными для всех членов.

3.         Соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложение 4 (в дальнейшем именуемые "Торговые соглашения с ограниченным кругом участников"), также составляют часть настоящего Соглашения для тех членов, которые их приняли, и являются обязательными для этих членов. Торговые соглашения с ограниченным кругом участников не создают обязательств или прав для членов, которые их не приняли.

4.         Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, приведенное в Приложении 1А (в дальнейшем именуемое "ГАТТ 1994"), является юридически отличным от Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г., приложенного к Заключительному акту, принятому по завершении второй сессии Подготовительного комитета Конференции Объединенных Наций по торговле и занятости, с последующими уточнениями, дополнениями или изменениями (в дальнейшем именуемого “ГАТТ 1947").

Статья  III
Функции ВТО

1.         ВТО способствует выполнению, применению и действию настоящего Соглашения и Многосторонних торговых соглашений, содействует осуществлению их целей, а также обеспечивает рамки для выполнения, применения и действия Торговых соглашений с ограниченным кругом  участников.

2.         ВТО является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений, относящимся к соглашениям, которые содержатся в Приложениях к настоящему Соглашению. По решению Конференции министров ВТО может также являться одним из форумов для дальнейших переговоров между ее членами, касающихся их многосторонних торговых отношений, а также обеспечивать рамки для применения результатов подобных переговоров.

3.         ВТО выполняет административные функции в отношении Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (в дальнейшем именуемой "Договоренность о разрешении споров" или "ДРС"), содержащейся в Приложении 2 к настоящему Соглашению.

4.         ВТО выполняет административные функции в отношении Механизма обзора торговой политики (в дальнейшем именуемого "МОТП"), содержащегося в Приложении 3 к настоящему Соглашению.

5.         В целях достижения большей согласованности при проведении глобальной экономической политики, ВТО сотрудничает, когда это целесообразно, с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития и связанными с ним агентствами.

Статья  IV
Структура ВТО

1.         Учреждается Конференция министров, состоящая из представителей всех членов, которая проводится не менее одного раза каждые два года. Конференция министров выполняет функции ВТО и предпринимает необходимые для этого меры. Конференция министров имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений, содержащимися в настоящем Соглашении и соответствующем Многостороннем торговом соглашении.

2.         Учреждается Генеральный совет, состоящий из представителей всех членов, который  собирается по мере необходимости. В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции осуществляются Генеральным советом. Генеральный совет также выполняет функции, предписанные ему настоящим Соглашением. Генеральный совет устанавливает свои правила процедуры и утверждает правила процедуры Комитетов, предусмотренных  пунктом 7.

3.         Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров. Орган по разрешению споров  может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.

4.         Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по проведению обзора торговой политики, предусмотренного МОТП. Орган по проведению обзора торговой политики может иметь своего председателя и устанавливает такие правила  процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.

5.         Учреждаются Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемый "Совет по ТРИПС"), которые действуют под общим руководством Генерального совета. Совет по торговле товарами осуществляет наблюдение за действием Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1А. Совет по торговле услугами  осуществляет наблюдение за действием Генерального соглашения по торговле услугами (в дальнейшем именуемого "ГАТС"). Совет по ТРИПС осуществляет наблюдение за действием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемого "Соглашение по ТРИПС"). Эти Советы выполняют функции, предписанные им соответствующими соглашениями и Генеральным советом. Они устанавливают свои соответствующие правила процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом. Членство в этих Советах открыто для представителей всех членов. Эти Советы  созываются по мере необходимости для выполнения своих функций.

6.         Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС образовывают, в случае необходимости, вспомогательные органы. Такие вспомогательные органы устанавливают свои правила процедуры, подлежащие одобрению соответствующими Советами.

7.         Конференция министров образует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам, которые выполняют функции, предписанные им настоящим  Соглашением и Многосторонними торговыми соглашениями, а также любые дополнительные функции, предписанные им Генеральным советом, и может образовывать любые другие комитеты с такими функциями, которые она сочтет необходимыми. Комитет по торговле и развитию, в порядке осуществления своих функций, периодически проводит обзоры специальных положений Многосторонних торговых соглашений в пользу наименее развитых стран-членов и представляет доклады Генеральному совету с целью осуществления соответствующих действий. Членство в этих Комитетах открыто для представителей всех членов.

8.         Органы, предусмотренные Торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников,  выполняют функции, предписанные им этими Соглашениями, и действуют в институциональных рамках ВТО. Эти органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности.

Статья  V
Отношения с другими организациями

1.         Генеральный совет заключает соответствующие соглашения об эффективном сотрудничестве с другими межправительственными организациями, которые выполняют функции, имеющие отношение к функциям ВТО.

2.         Генеральный совет может заключать соответствующие соглашения о консультациях и сотрудничестве с неправительственными организациями, занимающимися вопросами, имеющими отношение к вопросам, которыми занимается ВТО.

Статья   VI
Секретариат

1.         Учреждается Секретариат ВТО (в дальнейшем именуемый "Секретари­ат"), возглавляемый Генеральным директором.

2.         Конференция министров назначает Генерального директора и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности, условия работы и срок нахождения в должности Генерального директора.

3.         Генеральный директор назначает членов персонала Секретариата и определяет их обязанности и условия работы в соответствии с правилами, принимаемыми Конференцией министров.

4.         Обязанности Генерального директора и персонала Секретариата по своему характеру являются исключительно  международными. При выполнении своих обязанностей Генеральный директор и персонал Секретариата не могут запрашивать или принимать указания от какого-либо правительства или любого другого органа помимо  ВТО. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отрицательно отразиться на их статусе международных должностных лиц. Члены ВТО должны уважать международный характер обязанностей Генерального директора и персонала Секретариата и не должны пытаться влиять на них при выполнении ими своих обязанностей.

Статья  VII
Бюджет и взносы

1.         Генеральный директор представляет Комитету по бюджету, финансам и административным вопросам проект годового бюджета и финансовый отчет ВТО. Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам рассматривает проект годового бюджета и финансовый отчет, представленные Генеральным директором, и делает по ним  рекомендации Генеральному совету. Проект годового бюджета подлежит утверждению Генеральным советом.

2.         Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам представляет предложения Генеральному совету в отношении финансовых правил, которые включают положения, устанавливающие:

(a)        шкалу взносов с распределением расходов ВТО между ее членами;

(b)       меры, которые должны быть предприняты в отношении членов, имеющих задолженность.

Финансовые правила должны основываться, насколько это возможно, на правилах и практике ГАТТ 1947.

3.         Генеральный совет принимает финансовые правила и проект годового бюджета большинством в две трети голосов при участии в голосовании более половины членов.

4.         Каждый член в кратчайшие сроки  вносит в ВТО взнос в размере своей доли расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, принятыми Генеральным советом.

Статья VIII
Статус ВТО

1.         ВТО имеет статус юридического лица, и каждый ее член предоставляет ей такую правоспособность, которая может быть ей необходима для выполнения ее функций.

2.         Каждый член предоставляет ВТО такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы для выполнения ее функций.

3.         Должностным лицам ВТО и представителям членов также предоставляются такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы им для независимого выполнения их функций, связанных с ВТО.

4.         Привилегии и иммунитеты, предоставляемые каким-либо членом самой ВТО, ее должностным лицам и представителям ее членов,  должны быть аналогичными привилегиям и иммунитетам, установленным Конвенцией по привилегиям и иммунитетам специализированных учреждений, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947г.

5.         ВТО может заключать соглашение о штаб-квартире.

Статья    IX
Принятие решений

1.         ВТО будет продолжать практику принятия решений путем консенсуса, которая применялась в соответствии с ГАТТ 1947.[1] Если иное не предусмотрено, то в случае невозможности принятия решения консенсусом  решение по рассматриваемому вопросу принимается голосованием. На заседаниях Конференции министров и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос. Если Европейские Сообщества используют свое право голоса, они имеют число голосов, равное числу их государств-членов[2], которые являются членами ВТО. Решения Конференции министров и Генерального совета принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено в настоящем Соглашении или в соответствующем Многостороннем торговом соглашении[3].

2.         Конференция министров и Генеральный совет имеют исключительное право принимать решения о толковании настоящего Соглашения и Многосторонних торговых соглашений. В случае толкования Многостороннего торгового соглашения, содержащегося в Приложении 1, они осуществляют свои полномочия на основе рекомендаций Совета, наблюдающего за действием такого Соглашения. Решение по толкованию принимается большинством в три четверти членов. Этот пункт не  должен применяться  таким образом, чтобы это могло подорвать положения о поправках в статье X.

3.         В исключительных обстоятельствах Конференция министров может принять решение об освобождении члена от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения или любого из Многосторонних торговых соглашений, при условии, что любое такое решение будет принято большинством в три четверти[4] членов, если иное не предусмотрено в настоящем пункте.

(a)        Просьба об освобождении от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения, представляется Конференции министров для рассмотрения на основе практики принятия решений путем консенсуса. Конференция министров устанавливает срок рассмотрения такой просьбы, который не должен превышать 90 дней. Если в течение этого периода консенсус не был достигнут, то любое решение об освобождении от обязательства принимается большинством в три четверти членов.

(b)       Просьба об освобождении от обязательств, вытекающих из Многосторонних торговых соглашений, содержащихся  в Приложениях 1А , 1В, или 1С, и из приложений к ним,  представляются первоначально Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами или Совету по ТРИПС, соответственно, для рассмотрения в срок, который не должен превышать 90 дней. По истечении этого  срока, соответствующий Совет представляет доклад Конференции министров.

4.         Решение Конференции министров об освобождении от обязательства устанавливает наличие исключительных обстоятельств, оправдывающих такое решение, сроки и условия его применения, а также дату окончания его действия. Решение об освобождении от обязательства на период более одного года вновь рассматривается Конференцией министров не позднее чем через один год после его принятия, а затем ежегодно до его отмены. При каждом таком  рассмотрении Конференция министров  исследует вопросы о наличии чрезвычайных обстоятельств, оправдывающих такое освобождение, а также о соблюдении всех его сроков и условий. Конференция министров на основе таких ежегодных рассмотрений может продлить  действие такого решения, изменить или отменить его.

5.         Решения по Торговому соглашению с ограниченным кругом участников, включая любые решения по его толкованию и по освобождению от обязательств, регулируются положениями каждого такого Соглашения.

Статья  X
 Поправки

1.         Любой член ВТО  может  внести предложение о внесении поправок в положения настоящего Соглашения или Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1, путем представления такого предложения Конференции министров. Советы, перечисленные в пункте 5 статьи IV, также могут представлять Конференции министров предложения о  поправках к положениям соответствующих Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1, за действием которых они наблюдают. Если Конференция министров не примет решения о более длительном периоде времени, то в течение 90 дней после формального  представления предложения  Конференции министров, любое решение Конференции министров представить предложенную поправку членам для ее принятия принимается консенсусом.  Если только не применяются положения пунктов 2, 5 или 6, такое решение должно содержать указание на применение положений пунктов 3 или 4. По достижению консенсуса Конференция министров незамедлительно представляет членам предложенную поправку для принятия. Если на заседании Конференции министров  консенсус не достигнут в течение установленного периода, то Конференция министров решает большинством в две трети членов, представлять ли предложенную поправку членам для принятия. За исключением положений, предусмотренных в пунктах 2, 5 и 6, к предложенной  поправке применяются положения пункта 3, если только Конференция министров не решит большинством в три четверти членов о применении положений    пункта 4.

2.         Поправки к положениям настоящей статьи и к положениям нижеследующих статей вступают в силу только после принятия всеми членами:

Статья IX настоящего Соглашения;
Статьи I и II  ГАТТ 1994;
Статья II:1  ГАТС;
Статья IV  Соглашения по ТРИПС.

3.         За исключением поправок к положениям, перечисленным в пунктах 2 и 6, поправки к положениям настоящего Соглашения или Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложениях 1А и 1С,  которые в силу своего  характера могут изменить права и обязательства членов, вступают в силу для принявших их членов после принятия двумя третями членов ВТО и после этого -  для каждого другого  члена  с момента принятия им этих поправок. Конференция министров может решить большинством в три четверти членов, что любая поправка, вступающая в силу на основании положений настоящего пункта, имеет такой характер, что любой член, не принявший ее в срок, установленный для каждой такой поправки Конференцией министров, может решить  либо выйти из ВТО, либо остаться ее членом с согласия Конференции министров.

4.  За исключением поправок к положениям, перечисленным в пунктах 2 и 6,поправки к положениям настоящего Соглашения или Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложениях 1А и 1С,  которые в силу своего  характера не изменяют прав и обязательств членов, вступают в силу для всех членов после принятия их двумя третями членов.

5.         За исключением  положений, предусмотренных в пункте 2 выше, поправки к частям I, II и III ГАТС и к соответствующим приложениям, вступают в силу для членов, которые приняли их, после принятия двумя третями членов,  и после этого - для каждого члена   с момента принятия им этих поправок. Конференция министров может решить большинством в три четверти членов, что любая поправка, вступившая в силу на основании предыдущего положения, имеет такой характер, что любой член, не принявший ее в срок,  установленный Конференцией министров по каждой такой поправке, может решить либо  выйти из ВТО, либо остаться ее членом с согласия Конференции министров. Изменения к частям IV, V или VI ГАТС и к соответствующим приложениям вступают в силу для всех членов после их принятия двумя третями членов.

6.         Несмотря на другие положения настоящей статьи, поправки к Соглашению по ТРИПС, отвечающие требованиям пункта 2 статьи 71 этого Соглашения, могут приниматься Конференцией министров без дальнейшей формальной процедуры принятия.

7.         Любой член, принимающий поправку к настоящему Соглашению или к Многостороннему торговому соглашению, содержащемуся в Приложении 1, депонирует документ о принятии у Генерального директора ВТО в срок,  установленный  Конференцией министров для принятия поправки.

8.         Любой член ВТО может внести предложение о поправках к Многосторонни