22 года стукнуло брендовой бутылочке Coca Cola в Украине!
15.08.2015 12:21:29
Ровно 22 года назад в качестве товарного знака в Украине на имя Дзе Кока-Кола Компани, корпорация штата Делавер Уан Кока-Кола Плаза, Атланта, Джорджия 30313, США (так записано в украинском Реестре знаков) была зарегистрирована всем известная бутылочка Coca-Cola.
Да, именно - товарного знака. Так как именно так тогда назывались в Украине торговые марки. Терминология была такой, потому что украинское законодательство в интеллектуальной собственности у СССР и России же "передирали".
Итак, 15 июня 1993 года в украинском реестре знаков появилось Свидетельство под № 534. Слева - этот знак во всей свей тогдашней красоте. А вот регистрация самой бутылки в качестве ТМ - это, на то далекое время, был достаточно нестандартный и даже экзотический шаг. Ведь речь идет о торговых марках, trade mark, т.е о неких торговым знаках, обозначениях, а не бутылках. Но вот "The Coca-Cola Company" попробовала и у нее получилось зарегистрировать экзотический знак - бутылку. Давайте поговорим об ТМ-экзотике!
Не волноваться, а волновать!
Известное выражение голливудской звезды Мерлин Монро является как нельзя уместным в современном мире!
Бренды делают все, чтобы привлечь, задеть, взволновать, заманить покупателя. Упаковкой, запахом, звуком и чем угодно еще, лишь бы купили! Но если этот товар стали покупать, то надо тут же ждать того, что начнут подделывать. Согласно информации из Википедии "В 1916 году было возбуждено 153 судебных иска против марок-имитаторов, таких, как Fig Cola, Candy Cola, Cold Cola, Cay-Ola и Koca Nola."
Поэтому понятно, что с каждым днем у производителей растет потребность в нестандартных подходах и решениях для защиты своей интеллектуальной собственности, своих товаров и брендов.
И защищать в случае со всемирно известным напитком надо не только обозначение "Coca-Cola", но и саму бутылочку, которая стала узнаваемым символом этого товара! Ведь "The Coca-Cola Company" вложила не одну сотню миллионов, если не миллиардов долларов во всем мире в рекламу этой бутылочки!
И вот в силу потребности в защите внешнего вида товаров одним из эффективных способов защиты прав на них стала регистрация нетрадиционных или экзотических торговых марок. Таких, как, например: объемные, звуковые, обонятельные, голографические и т.п.
Заметим, что в большинстве стран законодательство прямо не ограничивает виды торговых марок, которые можно регистрировать. А лишь указывает на некоторые условия или особые требования к обозначениям, заявляемым на регистрацию. Самым важным из этих требований, применяемым в Украине, является то, что заявленное обозначение должно обладать возможностью графического представления ипубликации. Т.е. как в заявке, так и в последующей публикации знак надо иметь возможность распечатать на обычной бумаге. Сами понимаете, что запах "Коко Шанель" - не напечатаешь. Поэтому обонятельные ТМ - пока невозможны.
Кстати, не смотря на многие заявления в сети о регистрации то в США, то в Евросоюзе обонятельных знаков - нам такие знаки не удалось найти ни в базе ТМ США, ни Европы. Поверьте, мы - умеем искать! Поэтому есть подозрение, что "писатели" безбожно врут о возможности таких регистраций: нет ни одной конкретики о стране и номере такой регистрации! )))
Про объемные знаки - со знанием дела.
В качестве объемных знаков, как правило, регистрируют оригинальные бутылки (емкости) для напитков, флаконы духов, иногда - и упаковку товара. Но надо понимать, что в такой регистрации есть юридические тонкости.
Но! Объемным будет только тот знак, который заявлен именно как объемный. А не как двухмерный, когда для подачи в заявке просто взята одна их проекций трехмерного изделия. Как правило это - только общий вид товара. Потому как для подачи на регистрацию объемного знака согласно действующих в Украине "Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг" нужно соблюсти конкретные формальности. Например.
Во-первых, относительно самих знаков согласно п. 1.4 Правил объектами правовой охраны могут быть "объемные (знаки) в виде фигур или их композиций в трех измерениях". Т.е., чтобы знак был именно объемным, его надо заявить в трех измерениях. И никак иначе! А то в сети иные якобы спецы в регистрации ТМ несут полную чушь какую-то про объемные знаки! :)
Далее п. 2.1.20. Правил уточняет, что "Если заявляется объемный знак, его фотокопия подается в таком ракурсе, который дает возможность представить весь объект в целом. Кроме того, дополнительно предоставляются изображения всех необходимых проекций обозначения, позволяющие иметь исчерпывающее представление о знаке."
Во-вторых, согласно п. 2.1.14. Правил надо в самой Заявке под кодом 554 проставить отметку о том, что знак объемный.
Так что если у Вас есть экзотика с брендом в виде объемного знака - то наша юристы будут рады решить эту задачу!
P.S. Кстати, а ведь бутылочка "Coca-Cola" согласно Свидетельству № 534 не имеет в Реестре в библиографии знака кода 554, говорящего, что заявлен был и зарегистрирован объемный знак... Так что - двухмерная это бутылочка, ДВУХ-мерная!.. :)