Слышу звон и знаю где он. Звуковые торговые марки в Украине: пока ситуация не изменилась!
17.09.2014 10:20:25
Позывные передач новостей по телевизору... Доставший всех звук запуска операционной системы Windows... А вспомните: "Гала радио! Все будет хорошо!" Вспомнили? То-то и оно. Значит - запомнили и узнаете!
Что объединяет все эти звуки? Ответ прост. Когда мы слышим любой из них – то сразу же ассоциируем с конкретной компанией. Все эти звуки - фактически торговые марки соответствующих производителей товаров или услуг. Причем вне зависимости от того, зарегистрированы они или нет - они индивидуализируют производителя товаров и услуг...
А нужна ли звуковая ТМ кому-то?
Нужна! Поскольку с каждым годом конкуренция на рынке возрастает, то многие компании чтобы обратить на себя внимание потребителя начали использовать нестандартные и необычные способы для продвижения своего продукта. Так, кто-то когда-то додумался привлечь внимание звуком и это подействовало! Удачный опыт быстро позаимствовали и другие. Звуковые марки стали использовать почти во всех сферах. Сейчас все радиостанции и даже телепрограммы имеют собственные звуковые ТМ.
И мотивация заявителей проста. В заставках программ музыку часто повторяют и она быстро запоминается! Так, просмотрев КВН несколько раз, Вы уже не спутаете мелодию, звучащую в начале телепрограммы с любой другой. И сразу же побежите к экрану телевизора, если услышите этот звук и передача Вам нравится. А если на улице услышите характерный звук звонка старого телефона - то непременно поймете что мимо вас прошел собственник IPhone. Когда кто-то пропоет «я це люблю» или «I’m loving it», я уверена, что даже моя бабушка узнает за этим звуковую торговою марку компании «McDonalds». Хотя не уверенна ,что бабушка, как и многие другие, знает о том что звук не только используется, а уже давно и регистрируется как знак для товаров и услуг.
А в Украине как дела?
Заметим, что Украине, были попытки зарегистрировать звуковые ТМ путем подачи вместе с заявкой носителей с электронно записью звуков. По информации из интернет одна такая заявка на звуковую торговую марку была подана производителями снеков. Один из них решил защитить оригинальный, по его мнению, звук хруста своих сухариков "Грізлі"... Совершенно неграмотная затея, с моей точки зрения. Ведь законодательство Украины четко предусматривает, что этого делать не стоило.
Но зато в Украине есть ТМ, которые состоят из нотного ряда или из нотного ряда с текстом песни ли слогана.
Заявителям надо понимать, что Украинское патентное ведомство (Укрпатент) принимает любые заявки на регистрацию. Примет Укрпатент все, что Вы туда принесете: даже компакт-диск с любимой мелодией или флешку с хрустом орешков - сухариков, даже ДВД со звуком дождя... Берут - все...
Но вот даст ли Укрпатент этому хрусту-дождю правовую охрану - вот в чем самый важный вопрос!
Поэтому наш Вам толковый совет: давайте пока обойдемся без приложенных сухариков и компакт-дисков! :)
Единственный вариант получения регистрации звуковой торговой марки в Украине - это подать мелодию или песню в форме нотного письма и слов ролика (музыкальных фраз). Других вариантов - нет.
Как вывод: звуковые торговые марки в Украине пока регистрировать нельзя и ситуация не изменилась!
А как в других странах?
По сообщениям в сети - в некоторых других странах звуковые торговые марки регистрируют. В сети интернет на разных сайтах муссируются слухи, что якобы есть страны, которые позволяют подать заявку не только в виде нотного ряда. И даже позволяют подавать заявки на регистрацию звуков любого происхождения. Это, якобы (!!!) осуществляется с обязательным приложением звуковых носителей (аудиокассеты, компакт-диска) или описанием знака в виде шкалы частот. Правда, мы не можем пока дать ссылку на соответствующие примеры в Национальных базах знаков... Потому как сильно сомневаемся, что эти слухи имеют под собой реальную почву.
Мы поищем для Вас эту информацию! Но ничего не обещаем найти, такой практики может просто не быть.
Однако заметим, что если такая практика есть, то при регистрации звуковой ТМ возникает еще одна важная проблема. В какой форме должна быть зафиксирована торговая марка? Нотная запись, которая предусмотрена, например, украинским законодательством, не сможет передать шум моря или пение петуха. Да и в зависимости от типа инструментов, на которых исполняется мелодия она и может, и будет звучать по-разному! Понятно, что поиск универсальной формы подачи звукового знака представляет собой отдельную проблему...
Может, и Украине стоит внимательнее присмотреться к ситуации и подумать о создании реальной практике регистрации нетрадиционных (звуковых, обонятельных и т.п.) знаков?
© Ирина Шыба, 2014