Судебное дело о красной подошве. И о том, как Европейский Суд спас бренд Christian Louboutin
27.07.2015 13:54:14
Казалось бы, как далек мир моды от юриспруденции…. Тем не менее, в фешн-индустрии особенно остро стоит вопрос о защите прав на известные торговые марки. Не обошел стороною этот процесс и обувной бренд Christian Louboutin (СL).
Чем знаменит этот бренд?! Конечно же, красной подошвой женских туфелек – фирменным знаком французского модельера обуви Кристиана Лубутена (Christian Louboutin). Этот знак - слева вверху.
Но и защита такой яркой визитной карточки стоит немалых усилий! Потому как очень уж эффектно выглядит такая обувь. Понятно, что и другие производители обуви тоже захотят поучаствовать! :)
Поэтому, предполагая "нездоровый интерес конкурентов", модельер изображение красной подошвы туфель от СL было зарегистрировано как торговая марка в США в 2008 году.
Судебные баталии.
А уже в 2011 году Christian Louboutin SA подал иск против Yves Saint Laurent America, Inc. Французский модный дом утверждал, что конкуренты YSL копируют оригинальный дизайн их туфель. А именно выпускают обувь с красной подошвой.
В первой инстанции Christian Louboutin проиграл это дело. Судья решил, что цвет не может являться отличительной чертой торговой марки. Якобы в индустрии моды цвет может выполнять исключительно декоративные или эстетические функции.
Однако Апелляционный суд Нью-Йорка был другого мнения и исковые требования СL удовлетворил. Фактически, этим решением были признаны исключительные права на красную подошву женских туфель за брендом Christian Louboutin.
И нам очень тяжело не согласиться с таким исходом дела. Ведь очень часто цвет или комбинация цветов защищается в качестве торговой марки.
Взять, например, синие коробочки Tiffany’s, знаменитую клетку Burberry или цветовое исполнение монограммы Louis Vuitton.
Даже украинское законодательство разрешает регистрировать цвет или комбинацию цветов в качестве торговой марки.
А как же Европа?
Естественно, что кроме США французский модный дом захотел защитить свой бренд и на общеевропейском рынке.
Первая изобразительная Торговая марка Евросоюза (Сommunity trade mark или CTM) в OHIM в виде красной подошвы дамской туфельки была заявлена модельером 29 июня 2006 года, регистрационный № 005282322. И зарегистрирована Ведомством 19 июня 2007 года. Она - вторая, снизу.
Напомним, что OHIM (Office for Harmonization in the Internal Market - Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке) - это европейское Ведомство, которое регистрирует торговые марки ЕС.
А 29 января 2010 года на регистрацию в OHIM была заявлена другая изобразительная торговая марка.
Теперь - уже в виде дамской туфельки с красной подошвой (она - в самом верху слева).
Она в Реестре CTM зарегистрирована под № 008845539.... И началась судьба ее непростой европейской регистрации.
В начале, согласно Решения от 20.09.2010 года, эксперт OHIM отклонил заявку на регистрацию.
Модельер не согласился с отказом в регистрации знака и подл апелляцию в Апелляционную палату OHIM.
И она своим Решением от 16.06.2011 года отменила решение эксперта и приняла Решение о регистрации. Об этом 10.08.2011 года и была сделана публикация в официальном Бюллетене товарных знаков Европейского сообщества.
Теперь понятно,что осуществить такую регистрацию было не просто. Ведь первоначально OHIM отказало СL в подобной регистрации. Только после обжалования решения усилия Christian Louboutin увенчались успехом.
А Roland - против!
Но неожиданно на данную регистрацию было подано возражение.
В этот раз оппонентом обувного бренда СL стала немецкая компания Roland SE. Этой компании принадлежит другая CTM, которая была зарегистрирована в 2007 году - mySHOES. Почему-то в Roland SE решили, что в данном случае регистрация туфельки с красной подошвой нарушает их права.
И вот 10.11.2011 года Роланд SE подал в OHIM Возражение против регистрации CTM под № 008845539 (т.е. туфельки). Посчитал, что туфелька с красной подошвой и их общеевропейский знак сходны до степени смешения.
Мы публикуем знак Roland SE в самой низу слева. В европейском Реестре он под № 0920225. Правда, забавно усмотреть схожесть до степени смешения?
Вот и в OHIM рассудили так же - и приняли Решение отказать в Возражении Roland SE, а туфельку - зарегистрировать.
В Roland SE с этим решением OHIM не согласились. И обратились с иском на отмену решения OHIM уже в Суд общей юрисдикции Европейского сообщества.
А что конкретно оспаривалось? А оспаривалось Решения первой апелляционной палаты OHIM от 28 мая 2014 (дело R 1591 / 2013-1) по отказу в Возражении Roland SE против регистрации туфельки с красной подошвой
И вот 16 июля 2015 года Суд общей юрисдикции ЕЭС отказал компании Roland SE в ее требованиях отказать в регистрации туфельки Christian Louboutin. С чем мы красную подошвочку дамской туфельки и поздравляем!
Прав ли Суд в своих выводах?
Какие доводы были у Истца? По мнению юристов Roland SE - особенно схожи эти торговые марки визуально.
Ведь оба знака содержат красный цвет! То есть, изобразительная ТМ в виде туфельки с красной подошвой якобы является схожей до степени смешения с комбинированной ТМ "mySHOES" для товаров 25 класса. И как итог: якобы изобразительная ТМ может ввести покупателей в заблуждение относительно истинного производителя товаров!
Интересно, а Вы как думаете? Есть ли в данном случае визуальное сходство торговых марок?
Слева первым и вторым представлены знаки Christian Louboutin, а самый нижний - знак Roland SE.
С нашей точки зрения - очевидно, что потенциальный покупатель никак не сможет спутать эти обозначения. Пусть даже и у идентичных товаров. Поэтому Суд ЕЭС вполне обоснованно защитил туфельный бренд.
Как не печально, Украина – увы, и надеемся, что пока - не Евросоюз.
Поэтому реальную защиту Вашей торговой марке принесет только ее регистрация!